понедельник, 16 января 2017 г.

Рейтинг ориентировщиков???


    Межсезонье в разгаре, нужно набегать объемы и думать за следующий год. Вспоминать прошлый год даже не хочется. Для меня он стал очередным неудачным, хотя начиналось все неплохо. Зиму набегал как положено, по плану. Но потом все переменилось, т.к. я стал работать спасателем-водолазом и изначально попал в областную сборную по многоборью спасателей. И не бег стал моей основной специализацией, а спасработы на высотах и остальные альпинистские штучки. Так, все мои беговые объемы с марта переросли в интенсивные тренировки по альпинизму. Это новые интересные впечатления и спортивные трудности, забирающие, однако, много времени и сил у моего любимого спортивного хобби. Все же про ориентирование старался не забывать, но заметно тяжелее стал переносить длинные дистанции. 
     Гораздо большей печалькой в прошедшем году стало получение травм. В мае я надорвал мышцу задней поверхности бедра, что плавно вылилось в артроз коленного сустава. И снова невезучая правая нога. Так или иначе 3 месяца я имел серьезные проблемы с передвижением. Даже на сегодняшний момент не могу сказать, что полностью восстановился. Конечно же, я много где участвовал, и осенью бегал по КМСу, так что смотрю вперед с оптимизмом, но уже наверняка сконцентрируюсь на спринтах.
       Но хотел я написать не об этом. Вы же знаете, что я любитель посчитать. Если еще нет, то почитайте мои прошлые публикации:
Наука ориентирования 1
Наука ориентирования 2
Рисуем карту тренируясь
   Да, зимой мне всегда приходит в голову много всяких идей, одну из которых я попытаюсь вам показать и сейчас. Порадовавшись достижениям наших ориентировщиков на международных соревнованиях и взглянув на мировую рейтинговую систему я подумал о применении подобной на нашем уровне. Мне показалось это неплохой идеей, т.к. система подсчета по этапам кубка БФО не всегда является объективной. Да, она все-таки выявляет сильнейших и мотивирует многих, но все же это не то. В итоговом протоколе явно высокую позицию имеет не тот кто сильнее, а тот кто посетил большее количество стартов, и желательно со всеми малопопулярными. Ведь победитель все равно получает свои 1000 баллов. Но есть и другие причины в пользу рейтинговой системы: кратковременная невозможность спортсменов выступать из-за работы, командировок, травм, потери мотивации и других жизненных обстоятельств. А на примере мировой рейтинговой системы мы видим что достаточно посетить всего 4 старта за 1,5 года и если ты отбегал их хорошо, то будешь крутым лосиком долго.
    Но на эту систему предлагаю возлагать только вспомогательные функции, как-то:
- обеспечение надежного способа сравнения спортсменов по общим критериям, учитывая статус соревнований;
- обеспечение способа формирования стартового протокола на главных стартах (к примеру этапах кубка БФО). Появляется возможность в любой момент сезона подготовить стартовый протокол на предстоящие соревнования с наиболее объективной красной группой (10 человек, стартующих в конце протокола, определяются среди всех заявленных участников по наиболее высокому рейтингу).
   Как я писал выше, рейтинг охватывает установленные старты и учитывает всего 4 наилучших из них за последние 18 месяцев для каждого спортсмена. Обновлять рейтинг можно ежемесячно, либо после каждого отдельного соревнования, включенного в подсчет. Рейтинговые старты можно указать в положении о рейтинге, и это могут быть не только старты кубка БФО, но и другие соревнования, ведь используя приведенную ниже формулу подсчета победитель получает не фиксированное количество очков. Формула отличается от формулы расчета мирового рейтинга, т.к. я немного ее упростил и адаптировал под нашу ранговую систему. Должен сохраняться главный принцип: очки рейтинга должны соответствовать уровню соревнований. Чем серьезнее представительство на соревнованиях, тем больше начисляется очков.
Итоговая формула имеет вид:
О=(2000-Туч*1000/Тср)*I
Туч - время участника.
Тср - среднее время забега. Подсчитывается среди первых 10-ти участников в финальном протоколе.
I - весовой коэффициент для различных соревнований. Устанавливается согласно таблице 1, где R - ранг забега, подсчитывается как сумма баллов первых 20-ти участников в финальном протоколе (кроме зарубежных спортсменов), согласно действующих разрядов.
R<200200-300300-400400-500500-600600-800800-10001000-13001300-15001500-18001800-19301930-2000
I 1,3 1,32 1,35 1,37 1,4 1,43 1,45 1,47 1,5 1,53 1,55 1,6
Таблица 1
     К слову, о зарубежных спортсменах. В отличие от борьбы за кубок БФО, в которой может участвовать любой член федерации, независимо от гражданства, в рейтинге отражаются только белорусские спортсмены, не обязательно члены федерации.
Ну и перейдем к примеру. Возьмем два этапа кубка БФО с различными рангами и отрывами.

11.09.2016 - Мемориал Машерова - Классическая

1. Хилько Елена - 1:07:40
2. Гришанова Наталья - 1:10:33
3, Шахметова Наталья - 1:12:06
   
     В забеге участвовало всего 7 человек, поэтому ранг получился относительно невысоким - 490 баллов. Весовой коэффициент (I) равен 1,37. К тому же среднее время забега смещается ближе к времени победителя, что также не приведет к высоким баллам. Формула для каждого участника будет выглядеть следующим образом:
О=(2000-Туч*1000/1:14:42)*1,37
     Так я получил следующие баллы:
1. Хилько Елена - 1499
2. Гришанова Наталья - 1446
3, Шахметова Наталья - 1418

Другой пример, с высоким рангом и большим отрывом лидера:

22.05.2016 - Командный Чемпионат РБ - Классическая

1. Якубкина Кристина - 1:03:26
2. Гришанова Наталья - 1:18:18
3. Шахметова Наталья - 1:18:18
Ранг равен 1070, весовой коэффициент - 1,47
О=(2000-Туч*1000/1:20:22)*1,47
1. Якубкина Кристина - 1780
2. Гришанова Наталья - 1508
3. Шахметова Наталья - 1508

     Такие отрывы, конечно, не часты, но определенно 1,5 года будут в активе спортсмена как один из четырех самых лучших результатов и совершенно заслуженно позволят быть на верхних строчках рейтинга.
     Вот такая нехитрая формула. Если вы думаете, что это заняло у меня много времени - то ошибаетесь. В целом структурированная и оптимизированная база данных с результатами
разноуровневых соревнований всех возрастных групп у меня уже давно имеется. Много интересной и наглядной информации можно посмотреть на данном сайте: ССЫЛКА (хостинг бесплатный, поэтому терпимо смотреть только с различными антирекламными примочками).       Так вот, немного повозившись с формулами в Excel, я сделал автоматическую систему подсчета ранга (учитывая только действующие разряды), и такую же автоматическую систему подсчета рейтинга. Для проверки объективности формулы и ради интереса я посчитал рейтинг используя результаты соревнований с 2014 года (исключительно этапы кубка БФО). Предлагаю вам посмотреть за изменениями в верхних строчках мужского (табл. 2) и женского (табл. 3) лесного рейтинга за последние 1,5 года и оценить, насколько он правдив (нужно прищуриться).




таблица 2








таблица 3

      Полные рейтинги у меня есть, можете попросить посмотреть, если любопытно, отдельно для спринта и "леса". Но меня больше всего интересует, стоит ли овчинка выделки, нужно ли это кому-нибудь? Идею-то можно развить.





Комментариев нет: